|
Родился в 1924 году в Тюмени. Занимался в Тюменской изостудии при
Доме национального творчества (1949-1951) у А.П. Митинского. Член СХ
СССР с 1965. График. Работает преимущественно в технике линогравюры,
офорта. Участник городских, областных, зональных, республиканских,
всесоюзных выставок. Персональные выставки: 1978 (Тюмень, детская
художественная школа), 1981 (Тюмень, выставочный зал), 1984 (Тюмень, ТКГ).
Произведения находятся в ТМИИ, ТГИАМЗ, во многих российских музеях, в
частных собраниях
России, Италии, Чехословакии. Живет в Тюмени.
Кто только о нем не писал?! Художнику
Михаилу Рогожневу удалось поднять «рекламу Севера» до уровня искусства.
Так говорят о нем те, с кем он идет плечом к плечу вот уже более чем
полвека. В нем всегда жил дух творчества, и он в числе первых обратился
к сибирской теме. Объездил на оленьей упряжке всю тундру. Месил грязь,
пропадал в болотах, в комариных далях, чтобы сделать натурный набросок.
Был летописцем, первопроходцем Севера… А ныне почти забыт, задвинут в
уголки памяти и, можно сказать, в тяжелейшем оказался положении.
Но, очевидно, так уж мы устроены: не ценим
заслуг, не всегда готовы признаться в любви к человеку при его жизни. А
родился Михаил Степанович в 1924 году и по сей день живет в Тюмени.
Профессионального образования не получил, зато сформировался как
самородок и закончил тюменскую изостудию А. Митинского при Доме
народного творчества. Школа Митинского – золотой фонд, она воспитала
целую плеяду мастеров, в течение многих лет определявших художественную
жизнь Тюмени. Когда началось повальное увлечение линогравюрой, Рогожнев
побывал на многих творческих дачах «союзного» уровня и, как никто
другой, освоил тонкости этой графики. В письмах тех лет и Александр
Митинский и Евгений Кроллау (основатель Тюменской областной
художественной галереи, ее главный хранитель в 1950-е годы,
подвижник-искусствовед с мировым именем) очень высоко оценивали
творчество Рогожнева. С 1949-го по 1951-й он еще «учился», а уже в
1956-м участвовал в областной выставке (динамика роста!). Кроллау не
скупился на похвалы – называл графику народного художника красивой,
выстроенной и почти космической. И действительно, почерк Рогожнева
ажурен (очень редкое для графики свойство), восхищает мастерским
<диалогом> двух цветов – черного и белого:
Тюменский музей изобразительных искусств
приобрел огромное количество его работ. Когда-то он был «очень нужен» и
городу, и краю, а сейчас дела его не ахти. «Здоровьишко подводит», -
сочувственно говорит о нем его же брат – художник. Анатолий Седов,
старейшина сибирских живописцев, роняет грустно: «Плохи его дела, потому
что сейчас для нас важна нормальность. Вот я нормальный – водку пью… А
он водку не пьет», - шутка, но почему-то смеяться над ней не хочется.
Еще не так давно художник участвовал в коллективных выставках, а в
последних каталогах работ его имени уже не находишь. Безусловно, этот
человек, как и многие яркие представители его поколения, заслуживает
большего. Он – живая легенда, «староста» Тюмени. Мастер, каких поискать,
- со своим языком, оригинальной манерой: работает с натуры – «натурщик»,
но, как никто другой, умеет создать обобщенный образ (что очень важно
для графики).
Прошел
войну, имеет награды, членский билет Союза художников России. На
протяжении нескольких десятилетий – в 60-70-80-е – определял
художественную жизнь края. И ни разу не изменил себе, не метался, как
многие, сохранил цельность творчества: С 1957-го – он неизменный
участник всесоюзных выставок. В общем, человек-эпоха.
|